Советы по выбору
Ноутбуки

Что такое «параллельный импорт»?

Автор: Денис Кутников, генеральный директор компании Brandshops для издания "Бестселлеры ИТ-рынка".

 

Чтобы разобраться в вопросе "параллельного импорта", нам потребуется понимание того, что процесс сложен и состоит из нескольких частей:

— Источники товара

— Юридическая и финансовая чистота товара

— Гарантийное обслуживание

— Сертификация товара (тот самый «Ростест»).

 

1. Терминология по источникам товара

  1. «Белые» — товары, купленные и привезенные на территорию страны через официальные каналы. Поддерживаются производителем или импортером, имеют официальную гарантию, локализацию и прочее.
  2. «Серые» — товары, купленные не через официальный канал. Например, у дистрибьютора в третьей стране. Иногда могут иметь гарантию производителя, но чаще нет.
  3. «Подделки» — для электроники такое не рассматриваем, но для многих категорий товара это является существенной проблемой. С которой, собственно, и должен был бороться «запрет параллельного импорта».

2. Юридическая и финансовая чистота товара

  1. Нормально привезенные товары (с полной уплатой НДС, взносов и прочего). Могут привозиться производителем, или его представителем, или официальным импортером. Или вообще любым юридическим лицом, даже если по источнику товар считается «серым».
  2. Ненормально привезенные товары. Могут быть, и были когда-то, очень распространены как в "белом" так и в "сером" случаях.
    Основная схема — занижение стоимости товара для неуплаты ввозного НДС через цепь «помоек». Все громкие дела прошлого в основном были про это. Суммы, недоплаченные государству — колоссальные.
    Сейчас встречается редко.
  3. Контрабанда — товары, привезенные без уплаты НДС, пошлин и прочих таможенных платежей. Контрабандой могут привезти любые товары. 
    Подделки чаще всего ездят именно так, поскольку на них нет нормальных документов.

3. Гарантия

  1. Официальная гарантия производителя. При поломке клиент идет в авторизованный сервис, где товар чинится, или меняется или что угодно.
  2.  Гарантия продавца/импортера.
    Для «серых товаров» обычно не работает гарантия в официальном сервисе. Просто потому, что система компенсации затрат сервиса не примет конкретный серийный номер: товар не предназначен для этой страны. Может и работать, но это редкость (В одной известной компании, где я когда-то работал, возможность гарантийного обслуживания техники по всему миру была, но в нашей стране ее принципиально не осуществляли. Чтобы в обход не привозили. В условиях санкций такой подход может сатать общим местом.
    При гарантти выданной импортером товары могут быть какие угодно - и "белые", и "серые".
  3. Без гарантии.
    Случай редкий. Ибо закон "о защите прав потребителя" всё равно  заставит продавца так или иначе решить проблему. Поэтому снова выбираем надежного продавца.

4. Сертификация.

Пожалуй, здесь царит наибольшая путанница в понятиях, из-за непонпанимая как именно прменяется волшебное слово «РосТест»

Сертификация бывает на партию и на серийное производство.
 

В первом случае на испытания сдается конкретный товар, его проверяют. Платятся большие бабки, и партия товара получает сертификат Гост-Р, Ростест и прочие названия. В целом это сертификат соответствия.

Во втором случае получается сертификат на серийное производство. В нем перечисляется производитель, фабрики и модели товаров.

Часто крупным брендам за большие бабки дают сертификат «сразу на всё».

Сертификат нужен при продаже и, особенно, при таможенном оформлении.

Вам не дадут ввезти в страну товар, который небезопасен (в теории).

Самый важный момент — конкретный товар вендора, с определенным партномером попадает под действие сертификата независимо от того, для какой страны он предназначен. Например, если в сертификате написано айфон — значит можно привезти любой айфон из любой страны и предоставить этот сертификат.

Никаких "айфон (ростест)" и "айфон (не ростест)" не существует! Эти слова придумали, чтобы дурачить покупателей и объяснять, почему легально привезенный товар стоит сильно дороже контрабандного. Впрочем, и тут зависит от того, как записаны модели в сертификате. Насколько я помню, это дело собирались ужесточать.

Так что если товар не контрабандный — сертификат будет. Не бойтесь.

Разобрались?

Теперь переходим к теме параллельного импорта

В какой-то момент появился запрет на импорт товаров без разрешения правообладателя.

Вещь, честно говоря, совершенно дурная. Потому что изначально он (запрет) должен был бороться с подделками, а в итоге он начал бороться с любыми компаниями, которые были готовы привезти что-то в обход официалов. Таким образом, запрет этот сильно упростил жизнь и увеличил маржинальность тем, кто «присосался» или «организовал» правильный канал.

Все это, разумеется, мы видим по стоимости товара «тут» и «там». Даже если к «там» прибавить НДС и пошлину.

Параллельный импорт означает лишь то, что теперь по некоторым торговым маркам разрешение правообладателя не требуется. И привезти в страну (в теории) можно любой товар — и белый, и серый, и какой угодно.

  • Он может быть с гарантией производителя, а может быть и без (как договорятся).
  • Он может быть и нормально привезенным, и ненормально и даже «контрабасом» (потому что сейчас всю контрабанду начнут радостно называть параллельным импортом).
  • Он может быть сертифицированным как серийное производство, а может быть получен импортером на партию, но от этого товар не станет хуже. Это тот же самый товар.

Итак, можно ли покупать товары «параллельного импорта»?

Да! В большинстве случаев это те же самые товары. Там, где не те же самые — лучше покупать у продавцов, которым вы доверяете. Чтобы они решили проблему, «если что».

А что по цене? Должно же быть дешевле? А вот и нет!

Дешевле будет только «контрабас». Просто за счет экономии на НДС и пошлинах.

Нормально привезенные товары не станут дешевле, они станут дороже.

Причина кроется в том, что поскольку большая часть товаров попала под санкции, то продавцы за рубежом не могут продать это в Россию и убрать из цены местные налоги. Они боятся. Поэтому продают мелким посредникам, которые уже в свою очередь не боятся продать товары компаниям из РФ. Но все местные налоги и расходы остаются в цене.

Например, раньше мы считали цену товара как 1.35, то есть на 100 баксов цены товара в Европе (со склада нерастаможенного в Европе товара) прилипало 20 баксов НДС, 5 баксов пошлины, 3-4 бакса логистики и оставшиеся 6 баксов были прибылью дистрибьютора, из которой он оплачивал склады, зарплаты, предоставлял отсрочки и прочее). Да, не забалуешь.

Теперь ситуация иная.

Купить в Европе товар за 100 баксов больше нельзя, потому что нельзя оформить документы на вывоз в Россию. Но можно купить товар за 130 баксов, например (в которых уже прибыль местного продавца, местные налоги, которые нельзя вернуть и т. п.).

И дальше снова 1.35 (точнее, даже уже 1.45-1.5), потому что мы снова платим к этому НДС (и уже не 20, а 26), пошлину, и логистика стала не 3-4, а все 10-12. Ну и, заработать нам теперь тоже надо, скажем, не 6, а все 12. Просто потому, что наши постоянные расходы на склад, зарплаты и прочее никуда не делись, а вот объемы продаж очень даже делись.

Вот и получается, что параллельный импорт — это громкое слово, которое по факту ничего особо нового нам не дает. Но дает возможности купить и притащить сюда товар против воли производителя. Самим обеспечить гарантию, сертификацию и прочие прелести.

А платить за это все-таки будет покупатель (оно, кстати, так всегда и было). Ну, и закон рынка про увеличение цены из-за отсутствия предложения тоже никто не отменял.

(Например, один наш импортер сейчас продает нам мониторы по 440 баксов, причем раньше мы покупали их по 290. И это те же самые мониторы. Просто импортеру тоже нужны деньги.)

Так что не бойтесь параллельного импорта. Но и иллюзий не питайте.

Дешевле не будет, будет дороже. Но будет!


О проекте
© 2021 ООО «ИТ Аналитика».
109147, г. Москва, ул. Марксистская, дом 34, стр.10, 3 эт., телефон: +7 (495) 974-22-60, электронная почта: expert@itresearch.ru
fb vk telegram twitter ok